Мұғалімдер

Объявление



 

Вы должны быть зарегистрированы,чтобы просматривать материалы сайта!С уважением администрация сайта"Мұғалімдер"
float колонки одинаковой высоты
Приём в школу с шести лет: омбудсмен опасается негативных последствий и обратился в МОН


Аскар Шакиров считает, что предшкольную подготовку детей пяти лет не организовали должным образом. Уполномоченный по правам человека в РК Аскар Шакиров направил министру образования и науки РК Асхату Аймагамбетову обращение, связанное с нормой, обязывающей отдавать детей шести лет в первый класс.

Показать/скрыть

HTML размер шрифта

В обращении омбудсмен признаёт, что в большинстве стран мира получение детьми начального общего образования начинается с шести лет, что подтверждает закономерность перехода к такой системе. Вместе с тем, по мнению омбудсмена, практическая реализация этого новшества требует серьёзного осмысления, в том числе и потому, что его невыполнение влечёт за собой наказание от штрафа до административного ареста. "Анализ обращений показывает, что введение новой нормы явилось для многих граждан форс-мажорным обстоятельством, так как вступлению её в силу не предшествовало необходимое информационно-подготовительное и практическое сопровождение, несмотря на то, что она была законодательно предусмотрена еще в апреле 2016 года", – говорится в сообщении пресс-службы омбудсмена. Немалая часть родителей обоснованно считает, что шестилетний ребёнок психологически и физиологически не готов к учебной нагрузке без соответствующей подготовки, отметил Аскар Шакиров. По его словам, предыдущие руководители Министерства образования и науки заверяли, что проблем с организацией предшкольной подготовки в общеобразовательных школах и дошкольных организациях не предвидится. Однако практика показывает, что в большинстве школ страны такая подготовка детей с пяти лет не была организована должным образом. "Наблюдаются повсеместные факты вынужденного выпуска детей из детских садов ввиду достижения ими шестилетнего возраста без предоставления предшкольного образования", – говорится в обращении. По мнению омбудсмена, больше всего с такими трудностями сталкиваются дети из малоимущих семей и сельской местности. Читайте также: Глава МОН: Детей, не посещавших предшколу, подготовить к первому классу могут сами родители Другой важной проблемой в обращении Аскар Шакиров назвал переполненность общеобразовательных школ. "Данные Комитета по статистике свидетельствуют о ежегодном неуклонном росте числа учащихся первых классов. Так, в 2017/2018 и 2018/2019 учебных годах в первый класс было принято 35 8571 и 38 9897 учеников, соответственно. В предстоящем учебном году в связи с нововведением число потенциальных первоклассников может значительно увеличиться, так как количество родившихся в 2012 и 2013 годах детей составляет 76 8409", – говорится в обращении. Омбудсмен подчеркнул, что в 2018 учебном году практически повсеместно наполняемость классов превышала 25 учеников, что является нарушением. "Очевидно то, что в связи с намечающимся увеличением числа учащихся в первых классах, количество школ с трёхсменным обучением может возрасти", – считает Аскар Шакиров. В резюме своего обращения омбудсмен предложил уполномоченному органу всесторонне проанализировать складывающуюся ситуацию и принять адекватные меры, которые помогли бы избежать возможные негативные последствия при реализации в целом позитивной инициативы. Источник: https://www.edu.gov.kz Источник - kt.kz

Сменился глава МОН РК. Что известно об Асхате Аймагамбетове?


HTML размер шрифта

Асхат Аймагамбетов ранее работал в этом ведомстве – в должности вице-министра. Асхат Аймагамбетов на посту министра образования сменил Куляш Шамшидинову, которая пробыла в этой должности всего три месяца (была назначена 25 февраля 2019 года). Что известно о новом министре образования?

Показать/скрыть

HTML размер шрифта

От преподавателя вуза до главы МОН РК Асхат Аймагамбетов родился 14 июля 1982 года в Карагандинской области. Окончил КарГУ имени Евнея Букетова, по специальности историк, учитель истории. В 2006 году получил ещё одно образование, окончив Карагандинский институт актуального образования "Болашак" по специальности "Юриспруденция". Аймагамбетов в 2006-2012 годах преподавал на кафедре политологии и социологии КарГУ. Был самым молодым депутатом и дважды избирался в Карагандинский городской маслихат в качестве самовыдвиженца. В 2012-2014 годах был заместителем акима Нуринского района Карагандинской области, занимался социальными вопросами. С февраля 2014 года по август 2017 года он руководил управлением образования Карагандинской области. С 2017 года по январь 2019-го Асхат Аймагамбетов занимал должность вице-министра образования и науки РК. Возглавлял лигу молодёжи "Ансар". С января 2019 года до сегодняшнего назначения Аймагамбетов занимал должность заместителя акима Карагандинской области. Борьба с рейтингами и отчётами школ Асхат Аймагамбетов считает, что рейтинги и отчёты школ по активности использования новых образовательных технологий вредят процессу цифровизации. "Мы самый последний орган, который хотел бы ввести эти рейтинги. Если хочешь навредить процессу цифровизации – введи рейтинги. Мы как орган, который хотел бы развивать цифровизацию в образовании, менее всего заинтересованы в каких-то рейтингах. Это недопустимо. Мы приняли соответствующий документ о том, что это запрещено. Сейчас мы проводим работу с директорами школ, руководителями управлений образования, для того чтобы никто не требовал этих вещей", – подчеркнул он, будучи вице-министром МОН РК. По его словам, министерство не вело и не ведёт подобных рейтингов. Аймагамбетов в числе первых заявил о необходимости отказаться и от рейтингов по результатам ЕНТ, когда тестирование осталось лишь в качестве системы распределения грантов. Как исключить блат при приёме в школы Асхат Аймагамбетов критиковал систему приёма специализированных школ для одарённых детей и принципы проведения конкурсов и олимпиад. По его мнению, в школы для одарённых детей необходимо принимать учащихся, как это делают в Назарбаев интеллектуальных школах, – так, чтобы никто не мог на это повлиять. "Мы хотим, чтобы был принцип меритократии при отборе в эти школы. Телефонное право, блат, звонки... Надо, чтобы отбор был такой, как у нас в Назарбаев интеллектуальных школах. Если мы говорим, что отбираем детей в спецшколы, мы должны так отбирать, чтобы никто не мог на это повлиять (...) Нам надо сделать систему такой, чтобы каждый понимал – обмануть невозможно. А для этого нужно предпринять определённые меры", – сказал он. Покончить с коррупцией в сфере образования, по словам Аймагамбетова, поможет автоматизация при записи детей в школы, детсады и кружки, а также при приёме учителей на работу. "Вопросы проведения олимпиад, приёма в первые классы, перевода между школами, аттестации, приёма на работу в школу, – все эти процессы постепенно будут автоматизированы, будет обеспечена прозрачность и чёткие процедуры", – сказал он. Мероприятия в школах за счёт родителей – неправильно Асхат Аймагамбетов считает, что проводить школьные мероприятия за счёт родителей тоже неправильно. "Раньше, помните, проводились мероприятия за счёт сил самой школы. Детям проводили новогодний утренник, дети сами играли в какой-то роли, участвовал педколлектив. Сейчас мы видим, что многие школы начали приглашать event-агентства, ребята не участвуют в процессе, сидят в зале и смотрят спектакль. Мы сказали, что это неправильно. Школьные и внутришкольные мероприятия по государственным праздникам или посвящённые Новому году школы должны проводить сами. Когда ребёнок через определённые роли, персонажи получает ценности, это важно. Поэтому по всем направлениям министерство системно работает, и мы меняем нормативно-правовую базу", – подчеркнул он. Министерство образования и науки – ведомство, где часто меняются руководители. Само ведомство пережило не одно преобразование. Первым министром образования независимого Казахстана был Шайсултан Шаяхметов. Затем министерством руководил Мурат Журинов. На эту должность глава государства также назначал Имангали Тасмагамбетова, Крымбека Кушербаева, Нуралы Бектурганова, Шамшу Беркимбаеву, Владимира Школьника, Жаксыбека Кулекеева, Бырганым Айтимову, Жансеита Туймебаева, Бакытжана Жумагулова, Аслана Саринжипова, и Ерлана Сагадиева. Перед Асхатом Аймагамбетовым МОН РК возглавляла Куляш Шамшидинова.

Навыкам работы с системой "Күнделік" начнут обучать в педагогических вузах

HTML размер шрифта

HTML размер шрифта

Практика показала, что начинающие учителя, придя на работу в школу, не умеют пользоваться электронным дневником. Будущих учителей начнут обучать основам автоматизированной информационной системы "Күнделік" уже в вузах, сообщает "Хабар 24". Практика показала, что начинающие педагоги, придя на работу в школу, не умеют пользоваться электронным дневником. Показать/скрыть

то серьёзный пробел в знаниях выпускников педвузов, так как более 70% казахстанских школ работают в системе "Күнделік". Её разработчики и модераторы начинают тесное сотрудничество с вузами. "Программа постоянно находится в стадии обновления и модернизации. За лето мы хотим внедрить в систему несколько новых дополнительных функционалов как для учителей, так и для родителей. Цель – максимально облегчить работу учителей-предметников и сделать удобным электронный дневник для детей и родителей. Надеемся, что уже с 1 сентября они смогут положительно оценить все нововведения нашей программы", – сказал директор по развитию информационной системы "Күнделік" Аскар Конакбаев Накануне он подписал меморандум о сотрудничестве с Павлодарским государственным педагогическим университетом. Здесь намерены в корне пересмотреть процесс подготовки педагогических кадров. "Сейчас очень актуальны межпредметные связи. Изучение основ информационной системы "Күнделік" коснётся трёх дисциплин. Это информатика, где студенты будут знакомиться с оболочкой платформы; новые подходы в обучении – будут изучать технологию криториального оценивания; методика преподавания – смогут выставлять оценки, как они будут делать это в школе", – рассказала проректор по академической работе ПГПУ Елена Игнатова. В январе 2019 года депутаты фракции "Ақ жол" раскритиковали "Күнделік" из-за платных сервисов.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мұғалімдер » Олимпиады » Республиканская олимпиада по химии 1998 год.


Республиканская олимпиада по химии 1998 год.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

  Задания 9 класс

№9-1-1998респ. При действии раствора соляной кислоты на смесь, содержащую цинк количеством 0,1 моль и неизвестный металл, образовались хлориды массой 23,1 г. При хлорировании этого же количества смеси металлов масса полученных хлоридов равна 26,65 г. Определите неизвестный металл и вычислите марсовые доли металлов в исходной смеси.

№9-2-1998респ. К 150 г 19,8%-ного раствора бромида бария добавили 23,7 г сульфата калия. Через образовавшуюся смесь пропустили при перемешивании 2,24 л. оксида серы(IV) (н.у.). Определите массу полученного осадка и массовые доли веществ в образовавшемся растворе.

№9-3-1998респ. 1,76 г. сульфида металла, имеющего  формулу МеS (металл проявляет в соединениях степени окисления+2 и +3), подвергли обжигу в избытке кислорода. Твердый остаток растворили в строго необходимом количестве 29,4%-ной серной кислоты.Массовая доля соли в полученном растворе составляет 34,5%. При охлаждении этого раствора выпало 2,9 г. кристаллогидрата, а массовая доля соли снизилась до 23,0%. Установите формулу кристаллогидрата.

№9-4-1998респ. При растворении 0,39 г сплава магния с алюминием в 50 г 5%-ного раствора НСl выделилось 448 мл газа (измеренного при н.у.). Вычислить:
а) состав сплава (в процентах по массе ).
б) состав полученного раствора (в процентах по массе).

№9-5-1998респ. Сколько миллилитров 62%-ной серной кислоты плотностью 1,52 г/мл необходимо добавить к 220 г. 30%-ного олеума для получения 10%-ного олеума.

№9-6-1998респ. Сплав состоит из рубидия и еще одного щелочного металла. При взаимодействии 4,6 г. сплава с водой получено 2,241 л. Водород (условия нормальные).
1. Какой металл является вторым компонентом сплава.
2. Рассчитайте состав сплава (в массовых процентах).

№9-7-1998респ. Смесь двух твердых простых веществ массой 1,52 г. обработали хлороводородной кислотой, взятой в избытке. В результате реакции выделилось 0,896 л. газа и осталось 0,56 г непрореагировавшегося вещества.
Такую же навеску смеси обработали избытком 10% раствора NаОН. При этом также выделилось 0,896 л. газа, а масса твердого остатка составила 0,96 г.
В третьем опыте такую же навеску смеси прокаливали в отсутствие воздуха. Получено вещество,полностью растворяющееся в хлороводородной кислоте с выделением 0,448 л. некоторого газа. Газ собрали и ввели в геометрически закрываемый   сосуд, емкостью 1л, наполненный кислородом. После взаимодействия газа с кислородом давление в сосуде уменьшилось в - 10 раз.
Напишите уравнения протекающих реакций и подтвердите их правильность соответствующими расчетами. (При решении задачи считайте,что объемы газов измерены при нормальных условиях).

Решение скачать:

https://db.tt/ZN6Oh1L8

0

2

  Задания 10 класс

№10-1-1998респ. При гидратации двух нециклических углеводородов, содержащих одинаковое число атомов углерода, образовались монофункциональные производные -спирта и кетона- в молярном соотношении 2:1. Масса продуктов сгорания исходной смеси после пропускания через трубку с избытком сульфата меди уменьшилась на 27,27%. Установите строение исходных углеводородов, если известно, что при пропускании их смеси через аммиачный раствор оксида серебра выпадает осадок, а один из них имеет разветвленый углеродный скелет. Напишите уравнение всех упомянутых  реакций и укажите условия их поведения.   

№10-2-1998респ. После пропускания некоторого объема смеси двух газообразных органических веществ через раствор бромоводорода объемом 0,4л. массовой долей растворенного вещества 12% (плотность 1,11г/мл ) на нейтрализацию оставшегося НВr потребовалось 77 мл. раствора КОН с массовой долей растворенного вещества 4% (плотность 1,05г/мл ). Если такой же объем смеси пропустить последовательно через аммиачный раствор оксида меди(II), а затем через сильно подкисленный раствор сульфата ртути (II), получают 11,6 г. вещества с массовой долей углерода и водорода соответственно 62,07% и 10,34%. Предложите структуры изомеров и рассчитайте состав смеси.

№10-3-1998респ. Сложный эфир образован ароматической монокарбоновой кислотой и непредельным спиртом. Смесь, полученную при щелочном гидролизе 1,368 г. этого эфира, обработали избытком аммиачного раствора оксида серебра и получили 1,824 г. осадка. Напишите структурные формулы двух сложных эфиров, удовлетворяющих условие задачи.

№10-4-1998респ. Укажите, для каких углеводородов по простейшей формуле можно однозначно определить молекулярную формулу.

№10-5-1998респ. Для полного гидролиза 1,14 г. сложного эфира монокарбоновой кислоты (вещество А), потребовалось 152 мл. 0,1М раствора NаОН. Для полного гидролиза такого же количества изомерного сложного эфира Б потребовалось вдвое меньше количества щелочи. Установите строение вещества А и возможное строение вещества Б, если известно ,что они не дают  реакции серебряного  зеркала, а эфир А легко  нитруется  с образованием  4  изомерных  мононитросоединений. Напишите уравнения реакций.

№10-6-1998респ. Газовую смесь из 2 соседних в гомологическом ряду углеводородов объемом 16,8л. ввели в реакцию   гидратации. Продукты реакции   поглотили водой, при этом было получено 350 мл раствора. Аликвотную часть этого раствора 10мл нагрели с водно-аммиачным раствором оксида Аg. приготовленным из 70 мл. 1М раствора нитрата Аg. После отделения выпавшего осадка фильтрат подкислили азотной кислотой и добавили в избытке раствор NаВr.При этом выпало 9,4 осадка.
Относительная плотность оставшейся смеси не прореагировавших углеводородов по водороду 14,4.В эту смесь ввели водород в 1,5-кратном количестве по отношению к количеству, необходимому для гидрирования, и смесь пропустили над платиновым катализатором. Суммарный объем газов в результате реакции уменьшился до 11,2 л.(н.у.) Вопросы:
1) Какие углеводороды присутствовали в исходной смеси.
2) Напишите уравнения упомянутых химических реакций.
3) Рассчитайте объемные доли компонентов исходной смеси.
4) Какая часть (в%) каждого углеводорода прореагировала с Н2О.

№10-7-1998респ. Органическое кислородосодержащее вещество А, способное при нагревании отщеплять воду,содержит 41,38% С и 3,45% Н. При нагревании с этанолом в присутствии кислоты оно превращается в соединение Б, содержащее 55,81% С,6,97% Н и 0 .Соединение А присоединяет НВr с образованием вещества В, которое при кипячении с Н2О превращается в соединение Г содержащее 35,82% С, 4,48% Н и О. Известно, что 2,68 г. вещества Г полностью реагирует с 20 мл 2М раствора KОН. Определите строение веществ А-Г и привести уравнение всех реакций.

Решения скачать:

https://db.tt/zquyp8J7

0

3

    Задания  11 класс

№11-1-1998респ.  Белое кристаллическое вещество Х проявляет следующие свойства:
а) окрашивает пламя газовой горелки в интенсивно-желтый цвет:
б) водный раствор вещества Х проявляет нейтральную реакцию. При медленном введении сернистой кислоты      (раствор SO2 в воде) раствор принимает темно-коричневую окраску, которая исчезает при избытке
сернистой кислоты.
в) если к обесцвеченному раствору, подкисленному НNО3, добавить раствор AgNО3, то выпадает желтый осадок, не растворимый в присутствии цианид ионов (СN-) или тиосульфат ионов (S2О32-).
г) при введении в водный раствор исходного вещества Х иодида калия и разбавленной кислоты появляется темно-коричневое окрашивание, раствор можно обесцветить добавлением сернистой кислоты или раствора тиосульфат натрия.
д) навеску исходного вещества Х массой 0,1 г растворяют в Н2О. В полученный раствор добавляют 0,5 г. КI и некоторое количество разбавленной Н2SO4. Образуется темно-коричневый раствор, титруют 0,100М раствором Nа2S2O3 до полного обесцвечивания,на титрование расходуется 37,4 мл. раствора Nа2S2О3.
1)На основании наблюдаемых качественных изменений в опытах определите из каких химических  элементов  состоит  вещество  Х. Напишите  в  ионной  форме  уравнение реакций, протекающих в опытах (б) и (г).
2) По экспериментальным данным установите формулу исходного вещества X.

№11-2-1998респ. Насыщенный раствор соли нагрели и растворили в нем дополнительно 8 г этой же соли. После охлаждения раствора до прежней температуры выпал осадок кристаллогидрата массой 32г. Вычислить массовую долю безводной соли в кристаллогидрате, учитывая, что при начальных  условиях в 100 г  воды растворялось 25 г безводной соли.

№11-3-1998респ. К 235 г 20%-ного Сu(NО3)2 прилили 150 г. 20,8 %-ного раствора ВаСl2 и полученный раствор подвергли электролизу с инертными электродами. Электролиз закончили, когда массовая доля NO3- ионов стала равной 9,2%. Рассчитайте массы продуктов, выделившихся на электродах,и количество электричества ,прошедшего через раствор.

№11-4-1998респ. К подкисленному раствору, содержащему 0,543 г. некоторой соли, в состав которой входят Na,Сl, и О2, добавили КI до прекращения выделения 3,05 г йода. Установите формулу соли. На сколько процентов уменьшится масса твердого вещества при полном термическом разложении исходной соли.

№11-5-1998респ. Oдин моль смеси пропена с водородом, имеющий плотность по водороду 15,нагрели в замкнутом сосуде с платиновым катализатором при 320 0С, при этом в сосуде уменьшилось на 25%. Рассчитайте выход реакции (в%) от теоретического, на сколько % уменьшится в в сосуде. если для проведения ээксперимента в тех же условиях использовать один моль смеси тех же газов,имеющих плотность по водороду 16.

№11-6-1998респ. По данным ээлементного анализа, массовая доля углерода в неизвестном углеводороде Х равна 96,43%. Этот углеводород обладает слабыми кислотными свойствами и может образовать соль Y, в которой массовая доля металла равна 70,17%. Определите молярную и структурную формулу веществ Х и Y. Напишите уравнение превращения Х в Y. и уравнение полного гидрирования.

№11-7-1998респ. Смесь газов, содержащая два соседних углеводорода из одного гомологического ряда, в 14,4 раза тяжелее Н2. 16,8 л. этой смеси ввели в реакцию в Н2О, продукты растворили в воде, доведя общий объем до 350 мл. 10 мл этого раствора нагрели с раствором оксида Аg(I), приготовленным из 70 мл. 1 Н раствора АgNO3. Непрореагировавший Ag2О растворами в водном NНз, оставшийся осадок отфильтровали. Фильтрат подкислили азотной кислотой. Добавили избыток бромида натрия, получили 9,4 г. осадка. При гидрировании непрореагировавшей с водой части смеси газов 50%-ньш избытком водорода над нагретым Pt-катализатором ее объем уменьшился до 11,2л (н.у.) Вопросы:
1) Какие СxНy присутствовали в исходной смеси.
2) Напишите уравнение упомянутых химических реакций.
3) Рассчитайте массовую долю (по объему) компонентов в исходной смеси.
4) Какая часть (в%) каждого СxНy прореагировала с Н2О.

Скачать решения:

https://db.tt/dvOaPrUq

0

4

№9-1-1998респ.
Согласно условию задачи масса хлоридов, образовавшихся при действии хлора на смесь
металлов, больше массы хлоридов, полученных растворением металлов, больше массы
хлоридов, полученных растворением металлов в соляной кислоте. Следовательно,
неизвестный металл обладает переменной степенью окисления.
Протекающие при действии соляной кислоты и хлора на смесь металлов реакции можно
отобразить с помощью уравнений:
1) Zn+2HCl→ ZnCl2 + H2
Me + nHCl → MeCln + n/2H2
2) Zn+Cl2 → ZnCl2
Me + mCl2 → MeCl2m
В смеси хлоридов, полученных растворением металлов в соляной кислоте, содержался ZnCl2
массой 13,6 г (136 г/моль*0,1 моль, где 136 г/моль- молярная масса ZnCl2) и хлорид
неизвестного металла массой 9,5 г (23,1 г-13,6г).
Разность масс хлоридов, полученных разными методами, равна: 26,65 г -23,1 г = 3,55 г, что
соответствует 0,1 моль атомного хлора (3,55 г:35,5 г/моль, где 35,5 г/моль - молярная масса
атомного хлора).
Если металл проявляет степень окисления +2 и +3 (MeCl2 и MeCl3), то масса хлорида 9,5г
соответствует 0,1 моль МеСl2 так как
МеСl2 + Сl → МеСl3
0,1 моль 0,1 моль 0,1 моль
Вычислим молярную массу МеCl2:
9,5 г соответствуют - 0,1 моль MeCl2
X г соответствуют - 1 моль MeCl2
X=95 г М(MeCl2)=95 г/моль
На долю металла приходится: 95 г-71 г = 24 г, что соответствует молярной массе магния. Но
магний проявляет только постоянную степень окисления, равную +2.
Если металл проявляет степень окисления +2 и +4, то 9,5 г соответствуют 0,05 моль MeCl2, так
как
MeCl2 + 2Cl → MeCl4
0,05моль 0,1моль 0,05моль
9,5 г соответствуют - 0,05 моль MeCl2
X г соответствуют - 1 моль MeCl2
X=190 г М(MeCl2)=190 г/моль
Нa долю металла приходится: 190 г/моль - 71 г/моль = 119 г/моль, что соответствует
молярной массе олова. Если металл проявляет
степень окисления +1 и +3:
MeCl + 2Cl → MeCl3
0,05моль 0,1моль 0,05мольМ(Me)=154,5 г/моль. Meталла с такой молярной массой нет. Если степени окисления металла
+3 и +4:
MeCl3 + Cl → MeCl4
0,1моль 0,1моль 0,1моль
его молярная масса имела бы отрицательное значение. Искомый металл - олово. Его хлориды
SnCl2 и SnCl4. Масса смеси металлов равна:
65∙0,1 + 119∙0,05=12,45 г. Массовая доля их в смеси:
w(Zn)=6,5г/12,45 г=0,522 (52,2%)
w(Sn)= 1-0,522=0,478 (47,8%).
№9-2-1998респ.
При добавлении сульфита калия к раствору бромида бария происходит обменная
реакция:
BaBr2 + K2SO3 → BaSO3↓ + 2KBr
ν(K2SO3)=23,7/156=0,15 моль
ν(BaBr2)=150∙0,198/297=0,1 моль - недостаток
В результате реакции сульфита бария образовалось ν(BaSO3)=0,1 моль, в растворе
осталось (0,15-0,1)=0,05 моль K2SO3.
SO2 в первую очередь реагирует с находящимся в растворе K2SO3 по уравнению
(ν(SO2)=2,24/22,4=0,1 моль - избыток):
K2SO3 + SO2 + H2O → 2KHSO3
0,05моль 0,05моль 0,1моль
После этой реакции осталось ν(SO2)=0,l-0,05=0,05 моль. Затем избыток SO2, будет
реагировать с осадком BaSO3, образуя при этом растворимый Ba(HSO3)2.
Уравнение реакции:
BaSO3 + SO2 + H2O → Ba(HSO3)2
0,05моль 0,05моль 0,05моль
После этой реакции осталось ν(BaSO3)=0,1-0,05=0,05 моль. Масса осадка равна
m(BaSО3) =0,05∙217=10,85 г.
В конечном растворе находятся 0,2 моль КВr массой 0,2∙119= 23,8г, 0,1 моль KHSO3,
массой 0,1∙120=12,0 г, 0,05 моль Ba(HSO3)2 массой 0,05∙299=14,95г. Масса раствора
равна:
m(p-pa)=m(p-paBaBr2) + m(K2S03) + m(SO2)-m(BaSO3)=150 + 23,7 + 0,1∙64 – 10,
85=69,3 г.
Массовые доли солей в растворе равны:
w(KВr)=23,8/169,3=0,141, или 14,1%
w(KHSO3)=12,0/169,3=0,0709 или 7,09%
w(Ba(HSO3)2)=14,95/169,3=0,0883 или 8,83%
№9-3-1998респ.
Пусть атомная масса неизвестного металла равна X г/моль, тогда количество
сульфида равно ν(MeS)=1,76/(X+32). Для краткости обозначим это количествоМассовые доли компонентов сплава:
w(Mg) =0,12/0,39∙100%=З0,8%
w(Al)=0,27/0,39∙100%=69,2%
б) В результате реакции выделилось 2∙0,02=0,04г Н2. Масса полученного раствора:
m(раствора)=50+0,39-0,04=50,35 г
По реакциям (1) и (2) образовалось 0,005 моль MgСl2 т.е. 95∙0,05=0,475 г MgCl2, и
0,01 моль AlCl3, т.е. 133,5∙0,01=1,335 г AlCl3.
Масса НСl в исходном растворе:
m(HCl)=50∙0,05=2,5 г.
Прореагировало 2∙0,005+3∙0,01=0,04 моль НСl. Масса HCl в полученном растворе:
m(HCl)=2,5-36,5∙0,04=1,04 г. Массовые доли растворенных веществ в полученном
растворе составляют:
w(MgCl2)=0,475/50,35∙100%=0,94%
w(АlСl3)=1,335/50,35∙100%=2,65%
w(HСl)=1,04/50,35∙100%=2,07%
№9-5-1998респ.
Первый вариант:
Олеум - раствор SO3 в H2SО4 (100%-ной).
В 98 г 100%-ной H2SО4 содержится 80 г SO3 или 81,63%.
В 100 г 30%-ного олеума – 30 г SO3
в 220г 30%-ного олеума –х1=66 г SO3
220 г - 66 г =154 (100%-ной H2SO4)
154 г∙0,8163=125,71 г SO3
Общее содержание SO3 в 220 г равно:
125,71 + 66=191,71 г, или 87,14%
В 100 г 10 %-ного олеума – 10 г SO3 и 90 г 100-ной Н2SO4
Содержание SO3 равно:
90∙0,8 163+10=83,47%
В 100 г 62%-ной серной кислоты содержится 62 г Н2SО4
Содержание SO3 равно: 62∙0,8163=50,61%
По правилу смешения («правилу креста»):
87,14% — 32,86 мас.ч.
83,47%
50,61% — 3,67 мас.ч.
Объем 62-ной H2SО4 равен:
220∙3,67/32,86=24,57
24,57 г:1,52=16,16 мл
Ответ: 16,2 мл
Второй вариант:
При смешении растворов произойдет химическая реакция:
H2O + SO3 → H2SO3 (1)Вода вступает в эту реакцию полностью, поскольку получается олеум.
Требуется получит 10%-ный олеум. Значить, нужно из того, что в конечном растворе
w(SO3)=0,1, т.е. отношение массы оксида серы (VI), содержащегося в растворе, к массе
всего раствора равно 0,1:
m(SO3)=0,1∙m(раствора SO3) (2)
Это ключевое уравнение. Теперь следует выразить входящие в него массы через
указанные в условии численные значения и введенную неизвестную величину, за
которую в данном случае удобно принять массу 62%-ного раствора серной кислоты (а
не его объем ).
Масса конечно раствора равна сумме масс исходных растворов (30%-ного олеума и
62%-ной серной кислоты). Масса оксида серы (VI) в конечном растворе будет меньше
массы этого вещества в исходном олеуме на столько, сколько оксида серы (VI)
прореагирует с водой по реакции 1.
Теперь переведем все это на язык математики: введем обозначения, выразим через них
все необходимые величины составим математическое уравнение.
Для 30 %-ного олеума:
m1=220 г (по условию) (3)
w(SO3)=w1=0,3 (по условию) (4)
m(S03)=m2=w1∙m1
m2=0,3∙220=66 (5)
Для 62%-ной серной кислоты:
m3=x г (6)
w(SO3)=w1=0,3(no условию) (7)
w(H2O)=1-w(H2SO4)=0,38
m(H2O)=w(H2O) ∙m3 (8)
n=m/M (9)
n(H2O)=w(H2O) ∙m3/M(H2O)
n(H2O)=0,38∙x/18=0,0211x (10)
Для 10%-ного олеума:
m4 – масса конечного раствора
m4=m1+x=220+x
m(SO3)=m5 (11)
m5=66-0,0211x∙80 (12)
Решая уравнение, получаем х=24,57 г
Тогда объем 62%-ной серной кислоты равен:
№9-6-1998респ.
Щелочные металлы реагируют с водой по уравнению:
2М+2Н2О →2МОН+Н2Количество водорода, полученное в условиях данного опыта, и эквивалентное
количество прореагировавшего металла равны:
n(Н2)=2,241/22,4=0,1 моль
n(М)=0,2 моль
Отсюда находим среднюю массу 1 моль смеси металлов (сплава):
М=m(M)/n(М)=4,6/0,2=23 г/моль
Полученное значение соответствует атомной массе натрия, но поскольку в
реакцию ввели сплав, в состав которого входит рубидий (M=85,5), то вторым его
компонентом должен быть металл с атомной массой меньшей, чем найденная
величина М. Таким металлом может быть только литий (M=6,9).
Пусть в навеске сплава содержится х моль рубидия и у моль лития. Тогда можно
записать систему двух уравнений, характеризующих общее количество (число
молей) металлов в образце и массу образца сплава:
x+y=0,2 моль
85,5х+6,9у=4,6 г
Решая згу систему, находим
х=0,0408 моль Rb,
у=0,1592 моль Li
Отсюда массовые доли металлов в сплаве равны:
w(Rb)=85,5∙0,0408/4,6=0,76
w(Li)=6,9∙0,1592/4,6=0,24
Таким образом, сплав содержит 76% рубидий и 24% лития.
№9-7-1998респ.
Из простых твердых веществ с хлороводородной кислотой реагируют с
выделением газа (водорода) металлы:
M + zHCl → MClz + z/2H2 (1)
По условию первого опыта с кислотой прореагировало металла M и образовалось
водорода соответственно:
m(М)=1,52-0,56=0,96 г
n(Н2)=0,896 л
n(Tl2)=V(H2)/VM=0,896/22,4=0,04 моль
Согласно уравнению реакции (1) 1 моль металла эквивалентен 1/2zH2, тогда
количество металла, прореагировавшего в условиях первого опыта, равно:
n(M)=2n(H2)/z=2∙0,04/z=0,08/z моль
Отсюда масса 1 моль металла составляет:
M(M)=m( M )/n( M )=0,96z/0,08=12z г или относительная масса металла
М(M)=12z. Возможны следующие решения по результатам первого опыта:
валентность М элемент
1 12 C
2 24 Mg
3 36 Cl(Вариант z≥4 рассматривать не имеет смысла, так как галогениды металлов со
степенью окисления +4 и выше гидролизуются в растворе и не образуются в
реакции металлов с кислотой НСl)
Из указанных элементов в исходной смеси простых веществ может быть металл
магний, он реагирует с хлороводородной кислотой согласно уравнению
Mg + 2HCI → MgCl2 + H2 (1а)
Во втором опыте с гидроксидом натрия в растворе может взаимодействовать
неметалл (второй компонент смеси). Наличие в смеси второго металла, способного
реагировать с раствором NaOH, исключается, так как в противном случае этот
металл реагировал бы также с кислотой HCl в первом опыте. Обозначим второй
компонент-неметалл символом X и запишем в общем виде его реакцию с раствором
NaOН:
X + (b-a)H2O + aNaOH → NaaXOb +(b-l/2a)H2
Во втором опыте с NaOH прореагировало вещества X и образовалось
соответсвенно:
m(Х)=1,52-0,96=0,56 г
V(H2)=0,089 л
n(Н2)=0,04 моль
Масса 1 моль вещества X составит:
M(X)=0,56∙z/2∙0,04=7z, т.е. M(Х)= 7z
Возможные решения по результатам второго опыта
валентность М элемент
1 7 Li
2 14 N
3 21 Ne
4 28 Si
Из указанных элементов вторым компонентом не может быть металл литий (см.
выше), а также азот и неон, которые не реагируют с NaOH. Следовательно, второе
простое вещество в смеси- кремний, который окисляется в растворе щелочи:
Si + 2NaOH + Н2O → Na2SiO3 + 2Н2 (2)
Таким образом, исходная смесь состоит из 0,96 г магния и 0,56 г кремния.
В третьем опыте при прокаливании происходит взаимодействие компонентов
смеси с образованием силицида магния MgxSiy. Массовые доли Mg и Si в этом
соединении равны
w(Мg) =m(Mg)/m(Мg+Si)=0,96/1,52=0,63 или 63%
w(Si)=m(Si)/m(Mg+Si)=0,56/1,52=0,37 или 37%
Отсюда находим мольное отношение Mg:Si
х:у=w(Mg)/M(Mg):w(Si)/M(Si)=63/24:37/28=2:1
Следовательно при прокаливании смеси образуется силицид магния состава Mg2Si
(М=70 г/моль)
2Mg + Si → Mg2Si (3)
При растворении силицида магния в хлороводородной кислоте протекает реакция
с выделением газообразного силана:Mg2Si + 4HCl → 2MgCl2 + SiH4 (4)
Правильность этого уравнения, а именно мольное отношение Mg2Si:SiH4=1:1,
подтверждается количествами силицида, вступившего в реакцию, и
образующегося силана, рассчитанными по результатам опыта:
n(Mg2Si)=m(Mg2Si)/M(Mg2Si)=1,52/76=0,02 моль
n(SiH4)=V(SiН4)/VМ=0,448/22,4=0,02 моль
Силан реагирует с кислородом согласно уравнению:
SiН4 + 2О2 → SiО2 + Н2О (5)
Материальный баланс кислорода в реакционной системе выражается следующим
образом
Начальное количество n1=V/Vm=1/22,4=0,0446 моль
расход в реакции n2=0,04 моль
осталось n3=0,0446 -0,04 = 0,0046 моль
В соответствии с газовым законом при Т=const давление в сосуде по окончании
реакции равно:
р2=n3р1/n1=0,0046/0,0446=0,1∙р1
что согласуется с данными задачи

0


Вы здесь » Мұғалімдер » Олимпиады » Республиканская олимпиада по химии 1998 год.