Каирбаева Райхан Манаповна,учитель русского языка и литературы сш №13 г.Жезказган

6 класс – русская речь
Тема: соотношение времени и видов глагола.
Цели: 1.Углубить и расширить знания учащихся о таких грамматических признаках глагола как вид и время.
2.Сформировать умение находить глаголы, определять его морфологические признаки и синтаксическую роль.
3.Способствовать формированию выразительного чтения, любви к русскому языку.
Методы: словесный, поисковый.
    Тип: комбинированный.
Оборудование: карточки, таблица, интерактивная доска.
ХОД УРОКА.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ.
- Ребята, сегодня наш урок будет необычным, у нас гости. Давайте поприветствуем их и настроимся на работу.
     Сообщение темы и цели урока.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.   
НЕ  ЗАБЫВАЛИ,  ПОСЛАЛИ,  ПОБЛАГОДАРИЛ И ПОПРОСИЛ,  ВЫБРАЛ,  СНЯЛ,  ХОДИЛИ, ПОБЛАГОДАРИЛ.
3. ПРОВЕРКА ГЛУБИНЫ ЗНАНИЙ.
А) Индивидуальные задания по карточкам.
Б) Синтаксическая 5-минутка.
     Ученики часто навещали старого учителя.
4. Проверка работ по карточкам.
В) Фронтальный опрос:
*Что такое словосочетание? Предложение?
* В чём сходство и различие словосочетания и предложения?
* Какие предложения называются распространёнными и нераспространёнными?
* Что такое грамматическая основа предложения?
* Какие части речи выступают в роли подлежащего?
* Какой частью речи чаще всего  выражаются сказуемые?
5. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
А)  Под какой картинкой вы подпишете «Дети решали задачу», а под какой  - «Дети решили задачу!» ?
- Какова разница в значении выделенных глаголов?
- На какие вопросы они отвечают?
- Совершено ли действие на первой картинке и на второй?
6. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
А) Объяснение учителя:  глаголы в русском языке имеют два вида: НЕСОВЕРШЕННЫЙ (что делать?) и СОВЕРШЕННЫЙ (что сделать?). Глаголы совершенного и несовершенного вида объединяются в пары.  Эти пары называются видовыми: они имеют одно значение и различаются только грамматически – относятся к  разным видам.
Для  образования  глаголов одного вида от глаголов другого вида используются:
приставки - ПИСАТЬ-НАПИСАТЬ, ЧИТАТЬ – ПРОЧИТАТЬ, ИГРАТЬ – ВЫИГРАТЬ.
            суффиксы -  РЕШАЛ – РЕШИЛ,  ТОЛКАТЬ –ТОЛКНУТЬ.
Некоторые видовые пары  представляют собою разные  слова:
ГОВОРИТЬ – СКАЗАТЬ,
ЛОВИТЬ – ПОЙМАТЬ,
БРАТЬ – ВЗЯТЬ,
САДИТЬСЯ – СЕСТЬ,
ЛОЖИТЬСЯ – ЛЕЧЬ,
НАХОДИТЬ – НАЙТИ,
КЛАСТЬ – ПОЛОЖИТЬ.
7. ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ.
А) От данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида.
ЧИТАТЬ –
УЖИНАТЬ –
ВЕРИТЬ –
ЖЕЛАТЬ –
ДЕЛАТЬ –
ЧУВСТВОВАТЬ -
Б)  Поставьте вопросы к выделенным  глаголам. Определите вид и время глаголов.
РЕШАЛ ЗАДАЧУ, УЧИЛ ПРАВИЛО. – РЕШИЛ ЗАДАЧУ, ВЫУЧИЛ ПРАВИЛО.  (    . . .      время)
РЕШАЮ ЗАДАЧУ, УЧУ ПРАВИЛО.  (      . . .         время)
БУДУ РЕШАТЬ ЗАДАЧУ, БУДУ УЧИТЬ ПРАВИЛО. РЕШУ ЗАДАЧУ, ВЫУЧУ ПРАВИЛО. (   время) 
         - Можно ли от глаголов настоящего времени образовать форму глаголов совершенного вида?
В) Работа с таблицей.
Образование временных форм    в  зависимости от вида глагола
Неопределённая форма вид Настоящее время Прошедшее время Будущее время
Простое   /  Сложное                                 
УЧИТЬ
ЧИТАТЬ Несовершенный
(что делать?) УЧУ
ЧИТАЮ УЧИЛ
ЧИТАЛ -
- БУДУ УЧИТЬ
БУДУ ЧИТАТЬ
ВЫУЧИТЬ
ПРОЧИТАТЬ Совершенный
(что сделать?) -
- ВЫУЧИЛ
ПРОЧИТАЛ ВЫУЧУ
ПРОЧИТАЮ -
-
                        * Скажите, какие временные формы образуются от глаголов несовершенного и совершенного вида?
Г) Творческая работа.  Упр.№6, стр.124.  Написать  предложения, добавляя из таблицы слова, которые подходят по смыслу. Подчеркните эти слова, задайте к глаголам вопросы и выделите приставки у глаголов  сов.вида.
1) Я   …                учил новые русские слова и,      …                    выучил их. 2) Дома я   …             пела русские песни,      …                             на вечере я спела русскую песню. 3) Вечерами папа     …                читал мне книги на русском языке,             …                      он прочитал мне стихотворение «Зимний вечер». 4) Мы       …             слышали от учителя: «Русский язык очень красивый».                   …          мы услышали, как наш учитель поёт по-русски.     
В) Музыкальная пауза. Исполнение песни «Улыбка».   
8. РЕФЛЕКСИЯ.
- Написать на доске, в виде кластера, грамматические признаки глагола.   
Итог урока: Наш урок подошёл к концу (оценивание  работ учащихся )
Д/З: упр.10, стр.126