Акмолинская область
Аккольский район
г.Акколь
Аккольская средняя школа № 1
Авторская работа
Автор: учитель физической культуры
Кулькова Елена Владимировна
2014 год
Авторская работа по физической культуре «Подвижным играм – зеленую улицу».
Автор: Кулькова Елена Владимировна
Учитель физической культуры Новоселовской средней школы
Рецензенты:
Зав. РМК: Хапур А.
Руководитель МО: Брыков Н.Н.
Авторская работа по физической культуре «Подвижным играм – зеленую улицу» рассмотрены на заседании методического объединения учителей естественно - математического цикла (протокол № 1 от 20.08. 2014г), на заседании методического совета школы (протокол № 1 от 22.08. 2014г), на заседании педагогического совета школы (протокол № 1 от 26.08.2014г) и рекомендованы для рецензии в ГУ «Отдел образования» Шортандинского района
Введение
Приобщение к занятиям физической культурой и спортом с раннего возраста позволяет человеку достичь высокого уровня развития двигательных действий и физических качеств. Известно, что уже в детском возрасте закладывается фундамент физических качеств, от которых зависит успешная трудовая деятельность, крепкое здоровье и работоспособность.
В решении этих задач используется все многообразие средств системы физического воспитания. Среди них видное место в оздоровлении и всестороннем развитии занимают подвижные игры.
Регулярное использование подвижных игр способствует укреплению здоровья, содействию правильного физического развития, разносторонней подготовленности детей, воспитанию активности, смелости, решительности, дисциплинированности, коллективизма и других черт характера. Подвижные игры развивают жизненно важные двигательные умения и навыки, воспитывают любовь к систематическим занятиям спортом.
Младший и средний школьный возраст - наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания.
По мере развития школьника содержание подвижных игр становится более богатым, игры приобретают все больше вариантов, усложняющиеся условия взаимодействия играющих начинают постепенно приближаться к требованиям, характерным для спортивных игр.
На уроках физкультуры занятия играми способствуют решению образовательных и оздоровительных задач, подготовке учащихся к сдаче ПТ.
Детство и игра неразделимы. Интерес человека к игровой деятельности постоянен. От поколения к поколению игры приходят в видоизмененном виде, хотя не исчезают и не могут исчезнуть, как не могут исчезнуть детство и юность. Изменяются условия игры, вклиниваются в привычный обиход игр новые сюжеты, продиктованные временем. Однако неизменной остается тяга людей к игре, особенно подвижной, где можно проверить и показать свою ловкость, быстроту и силу. Это и не удивительно. Ведь игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой. Это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность в получении внешней информации.
Подвижные игры на уроках физической культуры являются важным условием комплексного совершенствования двигательных навыков, физического развития, укрепления здоровья.
Игра есть форма деятельности, при которой формируется мировоззрение человека, отношение его к коллективу. Как никакой другой вид деятельности игра способна воспитывать навыки коллективных действий. Она дисциплинирует людей, приучает их подчиняться правилам, уважать друг друга. Согласно теории избытка энергии, игровая деятельность возникает вследствие накопления в организме избыточной, неизрасходованной энергии, которую необходимо удалить, что и достигается при помощи игры.
Содержание игр на уроке по частям
Детям не интересны уроки стандартные, серые, похожие один на другой. Они не хотят на уроках отбывать лишь физическую повинность, как это, к сожалению, нередко встречается. Учащиеся хотят получать от уроков радость, жить на них и активно мыслить, покидать после уроков спортзал или школьную площадку с удовлетворением и улыбкой.
Конечно, учебная программа – закон для учителя, но ее на уроках надо умело обыграть, а не превращать в сухие наставления с применением физических упражнений.
Через игровую деятельность ребенок отчетливо выясняет своё важное в воспитательном плане отношение к вещам, людям, различным видам деятельности. Настоящий учитель должен обладать способностью, до предела сокращать расстояние между собой и детьми. И этим инструментом и является игра.
Классификация подвижных игр
Для решения разных педагогических задач с учетом условий работы широко применяется простейшая классификация подвижных игр. Игры распределяют:
1. По степени сложности их содержания – от самых простых к более сложным (полуспортивным).
2. По возрасту детей (с учетом их возрастных особенностей): 7–9, 10–12, 13–15 лет. Этот же признак использован и в программе по физической культуре для общеобразовательных школ.
3. С учетом полового признака (игры для мальчиков, для девочек, общие игры).
4. По содержанию (творческие, имитационные, игры с музыкальным сопровождением, сюжетные, игры-забавы, игры-состязания).
5. По видам систем движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, игры с метанием в подвижную и неподвижную цель, игры с броском и ловлей мяча, игры с передвижением на лыжах, игры с передвижением на коньках).
6. По направленности на развитие физических качеств и их проявлений (игры, преимущественно влияющие на развитие силы, работоспособности, координированности, быстроты, гибкости и др.), которые чаще всего проявляются в сочетании.
7. Игры, подготавливающие к отдельным видам спорта. Использование подвижных игр с целью закрепления и совершенствования отдельных элементов техники и тактики, воспитания физических качеств, необходимых для того или иного вида спорта.
8. В зависимости от взаимоотношений играющих: а) игры, в которых игроки не вступают непосредственно в соприкосновение с «противником»; б) игры с ограниченным соприкосновением с «противником»; в) игры с непосредственной борьбой «соперников».
Группируют игры и по другим различным признакам, способствуя более правильному их отбору в разных случаях:
а) по форме организации занятий (игры на уроке – подготовительная, основная, заключительная части; во внеурочное время; на спортивном празднике и т.д.);
б) по характеру моторной плотности (игры с большой, средней и малой подвижностью);
в) с учетом места и времени года (игры летние, зимние, в помещении, на открытом воздухе, на снеговой площадке, на льду).
Как известно, уроки бывают игровые, где игра заполняет всю основную часть и решает задачу урока. Также существуют уроки, где игры отсутствуют. Это в основном гимнастические и легкоатлетические уроки. Однако и их можно разнообразить, сдобрить интересными игровыми упражнениями и заданиями:
кто быстрее, кто сильнее, кто, точнее, кто лучше их выполнит. Во время таких уроков, оставляя основную часть для изучения запланированных упражнений, во вводной и заключительной частях важно выделить несколько минут для игр на внимание и сообразительность с включением изучаемых элементов. Для детей это хороший десерт, а для учителя – уверенность в том, что на следующий урок дети придут с желанием, а не по необходимости.
Подбирая игры, отвечающие задачам урока, важно умело вступать в роли их организаторов и справедливых судей, помня, что дети обычно чтут правила игры и не любят соглашателей. Детей всегда влечет в игре её конечная цель, которую нужно достигнуть, не нарушая правил.
Подбирая ту или иную игру, следует учитывать подготовленность группы и задачи, которые будут решаться в процессе игры. Следует так же учитывать такие факторы, как состав группы, место проведения и наличие инвентаря. Любая игра, применяемая в процессе воспитания детей, не должна оказывать отрицательного влияния на их здоровье. Актуален вопрос о дозировки нагрузки детей, особенно младшего возраста, в подвижных играх. Нельзя забывать, что, если предоставить ребенку максимальную свободу в движении, наполнить время досуга игрой, он некогда не станет перебарщивать. Он лучше, чем взрослые, определит сколько ему прыгать на одной ножке, сколько крутить скакалку и сколько бегать вокруг дерева. Это заложено в его природе. Это природное физическое воспитание.
Педагогические требования к проведению игр
Педагогу необходимо, с одной стороны, регулировать нагрузку, получаемую детьми в играх, в зависимости от их здоровья, уровня физической подготовки, возраста, пола и индивидуальных особенностей
Каждая игра начинается с организации участников – размещения участников, назначения капитанов. При проведении командных игр, а они являются наиболее эффективным средством закрепления навыков, необходимо следить за тем, чтобы все команды были равны по силам.
Объяснение игры должно быть логичным и образным для этого существует схема: название игры, роль играющих, ход игры, цель и правила.
Как правило, учащиеся ведут себя во время игры по-разному. Одни играют очень активно, другие осторожно, избегая острой борьбы. Долг преподавателя провести занятия, чтобы все приняли активное участие в игре.
Перед игрой в процессе занятия следует снизить нагрузку, чтобы занимающиеся могли немного отдохнуть.
Продолжительность игры зависит от числа занимающихся (чем
меньше игроков, тем короче игра) и характера игры.
Подведение итогов и определение результатов игры имеет большое воспитательное значение, т.к. победитель игры может реально оценить свои не только физические, но и морально – волевые качества и способности.
Наиболее существенной особенностью подвижных игр и эстафет необходимо считать отражение в них двух характерных и важных видов взаимоотношений между людьми: соревновательной борьбы; сотрудничества.
Кроме урочной формы, в комплексной программе предусмотрено проведение игр и во внеурочное время. Элементы соревновательной борьбы присущи всем подвижным играм и эстафетам, и они занимают ведущее место в практическом содержании всех основных игровых действиях
Важной особенностью подвижных игр и эстафет является то, что игровые действия осуществляются в неожиданно меняющихся внешних условиях. Каждый играющий стремится поставить себя в наиболее выгодное по сравнению с соперником положение и вместе с тем создать для последнего возможно большие трудности в осуществлении игровых целей.
Изменчивость игровых ситуаций вызывает у участников игры
необходимость постоянно и вдумчиво ориентироваться, что обуславливает проявление таких качеств, как наблюдательность, умение анализировать и оценивать сложившееся положение.
Подвижные игры и эстафеты по видам физкультурной деятельности
Содержательная направленность практического использования
игрового материала на занятиях физической культуры заключается, прежде всего, в следующем.
Если на проводимом занятии решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростной силовыми напряжениями, самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные притягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики, армрестлинга и т.д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющим отягощениями, наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки. Например, игры:
«Бой петухов» «Кто первый?»
Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кротчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
«Кто быстрее и больше» «Приглашение»
Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой.
«Займи свободный круг» «Выше земли»
Для развития выносливости надо находить игры, связанные с
заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторениями
составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.
«Цыплята и коршун» «Бег парами с ведением»
При подборе игр желательно больше внимания уделять таким, которые проводятся на свежем воздухе. В этих играх решается задача адаптации детей к неблагоприятным условиям внешней среды.
«Салки»
Ведущее значение имеют имитационные игры, творческие или сюжетно-ролевые игры, разнообразные игры-забавы.
Имитационные игры – это игры, содержанием которых является подражание движениям животных, птиц, они не имеют определенных правил и в значительной мере зависят от окружающей обстановки.
В творческих (сюжетно-ролевых) играх участники сами определяют цель и правила игры. Школьникам младших классов присуща способность к перевоплощению. Они с удовольствием выполняют хорошо им понятные, имеющие конкретное содержание движения птиц, животных или движения, имитирующие труд человека. Например игра: «У медведя во бору», Эсафетная игра «Стрекоза и муравей» (в колонне с обручем бегут прыгая через него, кладу обруч, берут мячи и бегут обратно и т.д
ОООООООО----------------------------
ОООООООО----------------------------
Уч. 000
000
Игры-забавы имеют определенные правила. Поэтому именно такие игры и составляют основное содержание народных игр, передающихся от поколения к поколению. Народные игры должны быть в арсенале педагогической науки, а игровые сюжеты и спортивные народные состязания - в программе совершенствования физического и нравственного воспитания подрастающего поколения. История доказывает, что игровые сюжеты народных игр являются важным фактором в воспитании таких черт характера, как решительность, честность, трудолюбие, доброжелательность, способность оказать помощь слабому, уважение к старшему и др. В ведение национальных игр в структуру урока, дает возможность приобщить детей к национальной культуре своего народа.
Например, казахская национальная игра «Орамал» (платок с узелком)
Водящий дает одному из игроков платок считает до трех, после чего игроки разбегаются в разные стороны. Ведущий должен поймать игрока с платком. Игроки могут передавать платок друг другу. Игрок, которого поймал ведущий, должен выполнить любое его желание.
«Орамал» (платок с узелком)
«Кындык - сандык» (Схватка)
Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью интернационального, эстетического и физического воспитания школьников. Дети разных народов, посещая детские учреждения, повседневно общаются, играют в разные игры, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Учащихся младших классов в играх более всего увлекает игровое действие, характерная черта которого - активность детей в игровых целях. Игровые коллизии вызывают у школьников стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Игра вызывает важнейшее свойство учения - потребность учиться, знать, уметь.
Подвижные игры обладают еще одним достоинством: играющие в зависимости от уровня физической подготовки сами регулируют интенсивность нагрузок, выбирая моменты для отдыха. Существует и негативная особенность подвижных игр. Их соревновательный характер приводит к значительному эмоциональному накалу, мобилизации всех сил и повышению работоспособности, играющие увлекаются, и забывают об усталости. Хотя развитие выносливости и предполагает наступление утомления, но руководитель должен по внешним признакам не допускать его крайних форм и вовремя снизить интенсивность и объем нагрузок.
Одним из ожидаемых результатов программы является формирование стремления к здоровому образу жизни у детей и подростков. Дети должны понять, что здоровье - физическое и психическое - это основа жизни и развития, основа счастливой жизни. Сохранение здоровья подрастающего поколения важно и как фактор предотвращения вырождения нации. Человек должен уметь поддерживать экологию своего организма. Народные игры, которые можно использовать в учебной деятельности позволяют детям познакомиться с традициями, обычаями разных народов, пополнить лексический запас при изучении родного языка.
ЛИТЕРАТУРА:
1. «Физкультура в школе» Республиканский научно-методический журнал Алматы 2005г
2. «Теория и методика физического воспитания» Учебное пособие по специальности Б.М. Шиян, Б.М. Амшарин 1988г
3. «Воспитание патриотизма у младших школьников через казахские подвижные игры» Коллеги - педагогический журнал Казахстана
4. «Игры и развлечения детей на воздухе». Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. М.: "Просвещение". 1981
5. «300 подвижных игр для младших школьников» Л.П.Фатеева 2006г
6. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
7. http://igrushka.kz/