Новейшая история мира.
Урок №1.
Тема урока: Первая Мировая война.
Цели урока :1.Образовательная : Раскрыть причины Первой Мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств. Охарактеризовать ход военных действий.
2.Развивающая:Формировать умения и навыки работы учащихся со основными историческими понятиями,сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.
3.Воспитательная :На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма.
План урока:
1.Геополитическая ситуация накануне войны.
2.Причины и повод Первой Мировой войны.
3.Военно-политические союзы накануне войны.
4.Последствия революции 1905-1907г. в Казахстане.
5.Основные военные события.
7.Итоги войны.
Тип урока: усвоение новых знаний и умений.
Методика обеспечения урока: карта, учебник, интерактивная доска (презентация)

Ход урока
I. Орг.момент: (объявление темы и цели урока)
II. Проверка домашнего задание: Какая ситуация была в мире накануне Первой мировой войны?
III. Объяснение новой темы
В 1905-1914 гг. происходило дальнейшее обострение противоречий между ведущими мировыми державами. Немецкая угроза колониальным владениям Англии и Франции содействовала упрочению франко-русского союза, и заставляло Англию искать сближения с Россией. Николай II в конечном счете поддержал линию сближения с Англией, но не с Германией, чему способствовало влияние Франции – союзницы России, а также притязания Германии на прибалтийские земли. А в феврале 1907 г. в Санкт-Петербурге  были подписаны три конвенции с Англией, разграничившие сферы влияния на Востоке. Эти договоренности завершили оформление военно политического блока стран Антанты – Франции, Англии, России. В тоже время сложился и второй противоборствующий союз – Тройственный: Австро-Венгрия, Германия, Италия.
Причины: Война за колонии
Хронологические рамки: 1914-1918
Участники: Антанта 1907 (Англия, Франция, Россия); Тройственный союз 1882г. (Германия, Италия, Австро-Венгрия)
Повод: «Сараевское убийство» Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда было использовано в качестве повода для начала Первой мировой войны. Хотя мирные средства урегулирования конфликта далеко не были исчерпаны, 28 июня Австро-Венгрия объявила войну Сербии.
Причины всех старн участниц-войны:
• Германия стремилась разгромить Англию, лишить её морского могущества и переделить французские, бельгийские и португальские колонии и утвердиться в богатых аравийских провинциях Турции, ослабить Россию, отторгнуть у нее польские губернии. Украину и Прибалтику, лишив её  естественных границ по Балтийскому морю.
• Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и Черногорию установить свою гегемонию на Балканах, отнять у России часть польских губерний.
• Турция при поддержке Германии претендовала на территорию русского Закавказья.
• Англия стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Англия рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины, на захват которых питала надежду и Германия.
• Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 г, и захватить Саарский бассейн.
• Россия вступила в войну с Германией и Австро-Венгрией, добиваясь свободного выхода черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а также присоединия Галиции и нижнего течения Немана.
• Поляки видели в войне возможность воссоздания государства, разрушенного разделами XVII.
• Италия даже находясь в союзе с Австро-Венгрией, мечтала вернуть свои земли Трентино,Триест и Фиуме .Долго колебавшаяся между Тройственного союза и Антантой Италия, в конечном счете связала свою судьбу с Антантой и воевала на её стороне из-за проникновения на Балканский полуостров.
• В течении трех лет войны Соединенные Штаты Америки занимали нейтральную позицию, наживаюсь на военных подставках обеим воюющим коалициям. США вступили в войну (апрель 1917 г), намеревался продиктовать ослабленным странам условия мира, обеспечивающие мировое господство американского империализма.
Хронология объявления войны:
 30 июля Николай II подписал указ о всеобщей мобилизации.
 Германия 1 августа 1914 г. объявила войну России затем Франции.
 После вторжения германских войск в Бельгию 4 августа в войну вступила Великобритания.
 Италия объявила о нейтралитете, 4 июля о нейтралитете заявили США.
 К Антанте примкнули: Япония, Италия, Румыния.
 Германия вовлекла в войну на свою сторону Турцию. Союзникам России было выгодно, что Турция начала военные действия на черном море и в октябре 1914 г. Россия объявила войну Турции. Впоследствии Болгария выступила на стороне Германии. Так началась Первая мировая война.
Военные действия: (работа с учебником стр.6-10)
1. «План Шлиффена» - план Германии молниеносно разбить Францию, не допустить войны на два фронта (Какие два фронта существовали во время Первой Мировой войны?)
2. Битва на реке Марне «Марненское сражение»- 5-12 сентября 1914г. одно из самых крупных сражений в ходе войны, 2млн. человек, 7 тыс.орудий.                                  затяжной характер войны. (Какой характер приобрела война после «Марненского сражения»?)
3. Сражения у города Ипр – германские войска впервые в истории применили химическое оружие.
4. Верденское сражение «Верденская мясорубка»- германские войска пытаются осадить город Верден(Франция), погибло 2 млн.человек.
5. Брусиловский прорыв - наступательная операция Юго-Западного фронта русской армии под командованием генерала А. А. Брусилова проведённая 21 мая (3 июня) - 9 (22) августа 1916 года, в ходе которой было нанесено серьезное поражение австро-венгерской армии и заняты Галиция и Буковина.
6. Операция на реке Сомма- июль-ноябрь 1916 англо-французское командование с целью ослабления германских войск под Верденом, впервые применены танки.
Кризис воюющих держав:(стр.9-10)
- затяжная война, проблемы продовольствия
-дефицит рабочей силы (трудовая повинность для мужчин от 17-70 лет)
- привлечение на производство женщин и детей
- карточная система распределения продуктов питания
- запрет кормления скота зерном и картофелем
- нехватка тягловой силы в деревнях (отток лошадей, мулов, быков)
1917г. США вступает в войну, разрыв дипломатических отношений с Германией (Почему США объявляет войну Германии?Стр.10)
Россия вышла из войны из за Октябрьской революции.
Компьенское перемирие
Союзники                     11 ноября 1918 г.                                 
  (Англия, США, Франция)                              Германия
•   Прекращение военных действий.
•   Эльзас и Лотарингия передаются Франции.
•   Разоружение немецких войск, интернирование флота, конфискация подводных лодок.
•   Германия теряла порты и флот на Черном море.
•   28 июня 1919 г. подписан Версальский мир.
Последствия войны
• Распад империи Романовых, Габсбургов, Гогецоллернов и турецких султанов.
• Возникновение новых государств: Советская Россия, Финляндия, Польша,         Венгрия. Австрия,Чехославакия, Югославия, страны Прибалтики.
• США стали играть ведущую роль в мире.
• Возросло влияние Японии, Китая.
• Сохраняются основные противоречия на международной арене, которые приведут к новой мировой войне.
• Война – рубеж между новой историей и новейшей.
IV.Закрепление. Причины, повод, хронология, основные сражение в годы Первой Мировой войны.
V. Домашнее задание: П.1 читать, учить конспект.