СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает все большую актуальность. Учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин такого положения - недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написаниям данного типа, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу, и мало научных, обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.
Школьники считают русский язык одним из самых «трудных» учебных предметов. Это сложная дисциплина, требующая большого труда и направленная на запоминание лексических единиц, а именно словарных слов.
Каждый педагог знает, с каким трудом дается изучение словарных слов, как быстро учащиеся устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. Сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта - задача сложная, требующая от педагога большой творческой работы.
         «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал  известный российский ученый - методист  А. В. Текучев. Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы школьник мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В основу формирования орфографических навыков речи при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная  учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея ввиду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:
- активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
- обучающий характер учебной деятельности;
- регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.
Работу со словами с непроверяемыми гласными формирую из следующих этапов:
- первоначальное знакомство со словом;
- упражнения, направленные на запоминание зрительно-графического образа слова;
- проверка знаний учащихся.[1, с. 84].
Чтобы активизировать внимание детей при работе над словарными словами, рекомендую, введение новых слов проводить через использование частичных проблемно-поисковых ситуацийна уроках. Это даёт возможность ученикам самим добывать знания и совершать открытия, а не принимать готовые знания от учителя. Использование ребусов, загадок, стихотворений при знакомстве со словами поддерживает эмоциональный настрой ученика на выполнение задания, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению, осуществляется деятельностный  подход к обучению:
- составь и запиши новое словарное слово из «рассыпанных» букв. Проверь правильность полученного слова по орфографическому словарю;
- отгадать кроссворд (ребус), в котором отгадкой будет новое словарное слово;замени рисунки первой буквой их названий.Запиши и прочти, что получилось.     
- используя шифр, отгадай словарное слово и т.д.
После «открытия» учениками нового слова выполняются задания для дальнейшего запоминания и более полного усвоения этого слова. Эти задания способствуют активизации, обогащению и уточнению словаря.
«Толковый словарик» - ученики  обращаются к толковому словарю и уточняют значение изучаемого слова, затем записывают его с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, формирует навык грамотного построения предложений.
«Этимологический словарик» - при знакомстве с происхождением слова происходит расширение границ познания, осуществляется связь между русским языком и историей,  что повышает интерес детей к учёбе.
«Мудрый словарик» - используя в работе пословицы, поговорки, фразеологизмы, воспитываю любовь к русскому языку, обогащаю активный словарный запас слов. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно.
Орфографические упражнения - в целях развития орфографической зоркости учащихся использую упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм, ученики находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо с «дырками».
Словообразовательные упражнения -в результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление у учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу.
Синтаксические упражнения – используя следующий вид работы, ставлю задачу закрепить теоретические сведения, которые ученики получили по синтаксису, показываю школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогаю разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения.
Также данные задания способствуют развитию речи, основных мыслительных операций, познавательной и творческой активности учащихся. Используя данные упражнения,  развиваю у младших школьников желание учиться, повышаю мотивацию, что в свою очередь, положительно отражается на качестве знаний.
Творческие упражнения - вторая половина работы словарика творческая. Она самая интересная для детей. Ученик фантазирует, иллюстрирует, придумывает целую сказку с определенным словом, значит, его память надолго сохранит все то, что творчески помогало ему работать. А творчество ребенка в работе со словариком должно быть направлено на запоминание словарных слов. Задача учителя состоит в том, чтобы нацелить ребенка на эту творческую работу. Задания могут быть различными:
- «Головоломки» - составление и разгадывание ребусов;
- шифровка слов (добавь гласные, части слова, слоговое сложение);
- игра «Наборщик» - где из букв заданного слова необходимо составить какможно больше других слов;
- составь рассказ, в котором употребляется много раз словарное слово (Этот вид работы требует больше времени.Поэтому использую его во внеклассной работе или в качестве домашнего задания);
- нарисуй словарное слово, впиши словарное слово в рисунок и т.д.
В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Школьникам непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.
Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас. Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.Этот словарик помогает и самому учителю творчески подойти к словарной работе, оживить ее.

Литература:
1.Грушников П.А.. Принципы и содержание словарной работы вначальных классах. М. 1997.
2.Евлампиева Е.А.. Занимательные задания на уроках русского языка. Чебоксары: КЛИО. 1999.
3.Канакина В. П. Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из «Словаря». // Начальная школа. 1990. № 11.
4.Кузнецов М.В.Учимся работать со словарными словами:Учебное пособие для 2 класса. М. 2003